Религиозная жизнь в Терновой

 

В старые времена религия играла бОльшую роль в жизни человека, чем сейчас. Более того, религиозные власти занимались регистрацией то, что сейчас называется «актов гражданского состояния» - записывали в церковные книги факт рождения, брака и смерти.  

 

Без Бога не было земной жизни в представлении тех, кто жил в 17 веке.

 

Вот и в Терновой после заселения детей боярских в 1647 году церковь Богоявления была построена уже к 1655 году.  Известно, что в 1663 году в ней служил священник Макарий Григорьев.

 

В соседнем селе Введенское (Введенка) основанном одновременно с Терновой храм с приделом Козьмы и Дамиана построенный к 1655 году сгорел, а нынешний храм (на середину 19 века) был возведен в 1777 году. Село (ныне посёлок) назван по имени церкви – Введения Пресвятой Богородицы в Храм. А вот престольный праздник в селе это «Козьмы и Дамиана». Ïðåñòîëüíûé ïðàçäíèê â Êðàñíîé Ïîëÿíå, îòìå÷àåìûé â àâãóñòå, ýòî Áîðèñà è Õëåáà

 

В середине 17 века в далёкой Москве произошли события, которые оказали огромное влияние на духовную жизнь русских людей. Как известно, христианство на Руси, в Киеве, было принято князем Владимиром в 988 году. Затем оно распространилось на все земли древних русичей. Это было христианство восточного, а точнее греческого обряда. По разным причинам церковные книги и обряды в Московском царстве начали отличаться от греческих. Инициатором унификации церковных норм и правил был сам царь Алексей Михайлович, считая, что это укрепит царскую власть. Сначала энергичный и умный патриарх Никон, вошедший на Патриарший престол в 1652 году, поддержал царя. В 1654 году он занялся исправлением ликов на иконах, пытался менять некоторые обряды. Однако, к 1658 году у Никона произошла размолвка с царём. Патриарх отказался от своей должности и уехал из Москвы.

 

 В 1666 году по инициативе царя Алексей Михайловича был проведен церковный Собор, который полностью поддержал самодержца в проведении церковной реформы. Собор стал одновременно и судом над противниками нововведений; им объявили анафему и отлучили от церкви. Патриарх был осужден и сослан в  отдаленный  монастырь. По действующему тогда гражданскому законодательству за преступления против веры полагалась смертная казнь.

 

Закончилось это тем, что сторонники и противники реформы объявили друг друга еретиками и стали заклятыми врагами. Государственная машина безжалостно преследовала ïîñëåäîâàòåëåé "ñòàðîé âåðû" ; чтобы спастись, они бежали на окраины государства. Репрессии против древлеправославной церкви продолжались до 1905 года, с меньшей или с большей интенсивностью. Приблизительно до смерти Петра I в 1725 году преследования носили абсолютно антигуманный характер. Например, 14 апреля 1682 года по указу царя Федора Алексеевича «за  великие  на царский дом хулы» протопоп Аввакум был сожжен вместе со  своими  соузниками  -  попом Лазарем,  иноком  Епифанием  и  дьяконом  Феодором.

 

Самые главные внешние отличия староверов заключаются в том, что они крестятся двумя перстами, используют крест без распятия, проводят крестные ходы по солнцу, произносят аллилуйя дважды. Все людей любой иной веры староверы называли «советные» (с ударением на Ы).

 

На Слободской Украине церковный раскол произошёл только в местах проживания переселенцев из центральной России. Черкасов он вообще не затронул. В 17-18 веке небольшие группы староверов были во многих русских селениях, в том числе и в Введенке. В течение длительного времени церковь и государство заставили «раскольников» вернуться в лоно официальной церкви. В настоящее время существуют общины Древлеправославной церкви в Харькове, Боровой Змиевского района и в нашей Терновой. Была сильная община и в Чугуеве. В Терновой и Боровой верующие придерживаются поморского согласия. Это согласие характерно тем, что верующие избирают себе наставников из своих членов, на общем собрании общины.

 

В настоящее время в селе Терновая функционирует и Свято – Иоанно Богословский храм Украинской православной церкви по адресу пер. Клубный 13. Община зарегистрирована 25 апреля 1994 года по адресу ул. Советская 241. В церкви служат Иерей Игорь Викторович Клименко и Иерей Виталий Юрьевич Беркин. Ранее предполагалось строительство церкви на ул. Советской напротив школы на месте старого довоенного кладбища. Сейчас на этом месте установлен деревянный крест голубого цвета.

 

На улице Лермонтова существует неформальный молитвенный дом старообрядческой общины.

 

Самым удивительным является то, что терновской престольный праздник Иваны в честь Иоанна Богослова отмечается 9 октября обеими религиозными общинами в качестве храмового. 

 

Примечание:

Нужно отметить, что разница между деревней и селом состоит в том, что в селе была / есть церковь.

 

 

Храм Украинской православной церкви в Терновой

На главную